Вторник, 19.03.2019, 11:41
Приветствую Вас Гость | RSS

Выпускникам
Форма входа
Поиск по сайту
Полезные новости
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Әлихан Мусин атындағы Балқаш гуманитарлы-техникалық колледжі
Балхашский гуманитарно-технический колледж имени Алихана Мусина

Новости сайта

Главная » Статьи » Мероприятия

ВИЗУАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ В УСТАНОВЛЕНИИ ГРАНИЦ РЕГИСТРОВЫХ ЗОН КАЗАХСКОЙ ДОМБРЫ

УДК 781.7(574):787.8  Жаксылык НАДИРБЕКОВ Балхашский гуманитарно-технический колледж им. А. Мусина ВИЗУАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ В УСТАНОВЛЕНИИ ГРАНИЦ РЕГИСТРОВЫХ ЗОН КАЗАХСКОЙ ДОМБРЫ Композиционные термины кюя, в условиях устной школы, позволяли начинающему домбристу без особых усилий освоить логику  формостроительства, теорию домбровой музыки. Но так было.  В настоящее время теория для маститых кюеведов и домбристов оказалась «крепким орешком». В работах кюеведов наибольшее расхождение наблюдается в определении количества составляющих кюй элементов (регистровых зон). Автор предпринял попытку установить границы регистровых зон и их количество. 
 
Композиционной терминологии домбровых кюев посвятили свои работы: первооткрыватель «народной теории» Б.Аманов, его последователи А.Раимбергенов, П.Шегебаев, А.Есенулы и др. Каждый из последователей развивает концепцию Б.Аманова, и не в лучшую сторону. В их концепциях количество элементов кюя определяет количество регистровых зон. Количество элементов (соответственно и регистровых зон) возросло от трех  до шести. Но в чем тогда смысл увязывать пространство грифа с трехчленной структурой мировой Горы? Что же является главенствующим в теории домбровой музыки, структура грифа или элемент кюя? Варианты прочтений композиционной терминологии, предлагаемые кюеведами, мягко говоря, непонятны нынешним кюйши. Непонятное, как известно, почти всех отталкивает, а притягивает единицы. Это может привести к неприятию  домбристами «народной теории», т.е. спрессованный веками опыт рискует оказаться невостребованным носителями традиционной инструментальной культуры. Опасение имеет под собой основания.  У нас в республике создана система детского музыкального и эстетического воспитания. Ее создатели – преподаватели Алматинской государственной консерватории им.Курмангазы – домбрист А.Раимбергенов и кандидат искусствоведения, музыковед С.Раимбергенова. Система базируется на традиционной безнотной основе. Но в основных положениях программы «Мұрагер» не упоминаются структура грифа и композиционная терминология. В системе, созданной на основе традиционного устного обучения, отсутствует наименования регистровых зон. Если в системе не востребованы как нотная грамота так и народная музыкальная теория, то в чем преимущество устного обучения от нотного? Есть ли гарантия того, что в будущем «безнотники» станут непременно импровизаторами и кюетворцами?  С полной версией статьи можно ознакомиться на стр. 18 Ссылка: http://knknauka.kz/?m=201606 

                                                                                                                       Надирбеков Ж.Р.

Категория: Мероприятия | Добавил: fgfgf (28.02.2019)
Просмотров: 17 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: